Для рядового болельщика академическая гребля, похоже, мало изменилась с викторианской эпохи. Действительно, ко времени основания Международной федерации гребного спорта (ФИСА) многие из величайших эволюционных изменений в гребле уже произошли.
К концу XIX века узкие корпуса гоночных лодок были нормой почти полвека, с тех пор, как англичанин Генри Класпер из города Ньюкасл-апон-Тайна на северо-восточном побережье Великобритании фактически стандартизировал строительство аутрингеров в 1840-х годах. К 1870-м годам гребцы отказались от традиционных толстых кожаных брюк и смазанных салом широких сидений в пользу подвижных банок на колесиках, что существенно удлиняло гребок. Шарнирные уключины, лопасти весел различной формы, шарики для безопасности на носу лодок, ножное рулевое управление для безрульных лодок, гребные тренажеры для тренировок в помещении и многое-многое другое гребное снаряжение, которые мы имеем сегодня, зародилось в те времена.
Хотя эта эпоха в ретроспективе и кажется золотым веком изобретений и инноваций в гребле, развитее гребного спорта продолжилось и в следующем столетии. Вот еще две новации, которые оказали большое влияние на прогресс в академической гребле.
Возможности рулевого
Внедрение электронной системы усиления голоса рулевого – это одно из нововведений, которое часто упускается из виду при рассмотрении развития прогресса в гребле. Вынужденный полагаться на силу своих легких и голосовых связок при отдаче команд экипажу, рулевой должен был перекрикивать шум и от накрутки весел в уключинах, и воды от гребков, и от вечно ворчащих гребцов. Казалось, у рулевых было мало вариантов для улучшения общения с командой.
Одним из таких полезных устройств был простой жестяной конический рупор, который привязывали к голове рулевого, оставляя ему свободными руки для управления лодкой и чтобы держать секундомер. Другая инновация, которую гребцы могут еще обнаружить на старых деревянных лодках, это часть усиленного фальшборта у места рулевого, где он мог стучать для задания темпа гребли деревянными блоками, прикрепленными к шнуру руля.
Перемены для рулевых не наступали до конца 1970-х годов, когда американцы Ричард Келлерман и Пол Нильсен (основатели компании «Nielsen-Kellerman») создали «Кокс бокс» (от англ. cox –рулевой). Впервые рулевым больше не требовалось кричать изо всех сил, чтобы быть услышанными, они теперь могли довериться надежному устройству, измеряющему время и темп гребли, а также количество гребков. Это позволило им, как никогда раньше, сосредоточиться на управлении лодкой и над стратегией прохождения дистанции.
Это простое устройство дало возможность рулевым соответствовать их репутации – лучшие рулевые фактически являются в лодке первыми помощниками тренера. «Кокс бокс» стал основой создания современных приборов, работающих в режиме реального времени и имеющими обратную связью.
Легче, быстрее, жестче
Процесс поиска более жестких и легких материалов для постройки гоночных лодок также стар, как и сам спорт. Ко времени основания ФИСА, в 1892 году, корпуса спортивных судов уже делали из тонкого шпона, а не из досок внахлестку. На протяжении многих лет были проведены эксперименты с большим числом материалов, пока современная конструкция из углеродного волокна не стала стандартом прочности и скорости.
Одним из удивительных шагов в развитии современных методов строительства лодок было производство сверхлегких судов, изготовленных из многослойной бумаги. Несмотря на то, что им не хватало долговечности деревянных аналогов (основная причина падения их популярности) новые лодки были одними из самых быстрых и легких в самый разгар бума увлечения греблей в Америке в 1870-х годах.
Создание корпусов лодок из многих материалов после соответствующих экспериментов было признано непригодным, как, например целлулоид в 1880-х годах. Появление современных пластмасс в XX веке вызвало новое состязание судостроителей, которое продолжается до сих пор, чтобы произвести самые быстрые лодки.
К 1950-м годам конструкции из стекловолокна становились все более распространенными и впервые из него создали гребные лодки. Они были опробованы в колледже Магдалины (Оксфорд, Великобритания), и строителем лодок Стэном Пококом в США. Немецкий производитель гоночных лодок «Эмпахер» также принял вызов и стал производить лодки из углеволокна, что изменило международную индустрию производства спортивных судов.
На Олимпийских играх в 1972 году в Мюнхене золотую медаль впервые завоевал экипаж на лодке, изготовленной не из дерева. К концу XX века переход от древесины к синтетическим материалам в изготовлении корпусов лодок для элитных спортсменов был завершен.
Скорость перемен
Рост популярности международных соревнований привело ФИСА к организации с 1893 года проведения чемпионатов Европы по академической гребле, которые первую половину следующего столетия фактически являлись мировыми чемпионатами. Стандартизация в спорте заняла центральное место. Место академической гребли как основополагающего вида спорта в современном олимпийском движении дало дополнительную причину для консолидации всех технологических достижений, произошедших в предыдущем веке.
Несмотря на то, что темпы изменений были умеренными, инновации не прекращались. Строители лодок, тренеры и гребцы – все приложили руку в продвижении гребного спорта вперед. ФИСА отметила, что понятие гребной спорт за эти годы было уточнено, и в него теперь входят такие дисциплины как гребля на гладкой воде, гребля в открытом океане и гребля на суше.
Перевод НОВОСТИ ГРЕБЛИ. Санкт-Петербург (aquaschool-kolpino.ru)